Искусство, подобно зеркалу, отражает состояние времени и общества – как эмоциональное, так и материальное. Для каждой эпохи характерны свои особенности – свои приметы времени.
С 6 по 25 ноября 2009 галерея «КалитаАртКлуб» представляет выставку работ одного из лучших представителей украинской живописной школы, художника и педагога Александра Сиротенко (1897-1975). В экспозиции выставки – живопись и графика 20-х – 70-х годов прошлого века.
Для ученика гениального Ф.Кричевского (вначале в Художественном училище, а затем в Украинской Академии искусств) 20-е годы прошли в обстановке возникновения и борьбы художественных течений и увлекательного поиска нового живописного языка, своего собственного пути в искусстве.
Индивидуальность А.И.Сиротенко проявилась во многих жанрах. Когда в 30-е годы художник обращается к жанру портрета, он знакомит нас не только с различными характерами и судьбами своих моделей, каждая из которых несет на себе отпечаток времени. Его портреты – это знакомство с реалиями эпохи, на фоне которых и разворачиваются события жизни.
40-е – «роковые» – прошли вначале в рядах Красной Армии и затем, с 1942г. –в Самарканде, в эвакуации с Московским художественным институтом , доцентом кото-рого он был с 1942г. В непривычном пейзаже, традиции, климате – неизменна лишь рука мастера, фиксирующая для потомков те неуловимые для историков и бытописателей черты, которые способен увидеть лишь художник.
Для посетителей выставки такими приметами времени – своеобразными «маркерами»
эпохи, говоря современным языком, – стали самые настоящие, годами стоявшие в мастерской заляпанная краской палитра мастера, пузатая ваза с осенними цветами, скромный граненый стаканчик из далеких 30-х (под своим же отражением на холсте), песни Марка.Бернеса …
В послевоенные годы и до конца жизни Александр Иванович – профессор Киевского
художественного института. Он не оставляет творческих поисков и работает во всех жанрах. На фоне своей шумной, обобществленной эпохи он пишет обычные мотивы – негероические моменты жизни: дома, окруженные деревьями, реки в песчаных берегах, окрестности Киева, куст у воды. Все в его картинах просто и правдиво, потому что «…правда – всюду, и художник всю жизнь намывает ее, как старатель, по крупинкам.»
( Д.Рубина)
Приметы времени, наполняющие картины художника, на расстоянии складываются в узоры коллективной истории, своеобразное необъятное лоскутное полотно памяти.